Игра «Люби и знай свой край родной»
Цель: Обобщение знаний детей о родном крае: его истории, растительном и животном мире.
Задачи:
1. Систематизировать знания учащихся об истории Донского края, его растительном и животном мире.
2. Развивать познавательный интерес, память, сообразительность, мышление, быстроту реакции, творческую активность учащихся.
3. Прививать интерес к историческому прошлому Донского края, животному и растительному миру.
Оборудование: карта Ростовской области, пакетики с рисом, пшеницей, кукурузой, пшеном, гречкой, семечками подсолнечника.
Ход викторины:
Ведущий 1:Добрый день,дорогие коллеги!. Поздравляем вас с началом нового учебного года. Желаем вам здоровья, трудовых успехов, семейного благополучия
И приглашаем вас на деловую игру«Люби и знай край родной», Цель игры:обобщение знаний о родном крае, которая состоит из 3 этапов:
*Первый – исторический – здесь мы вспомним об истории Донского края;
*Второй – посвящен растительному миру - речь пойдет о растениях, растущих на территории Ростовской области;
*Третий – посвящен животному миру – поговорим о животных и птицах нашего края.
1. Организационный момент.
Песня «Счего начинается Родина».
Игра.
- Дети становятся в круг, и проводится игра с клубочком «Назови ласково».
Дети, держась за край нити, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того, как образовался круг, учитель говорит: «У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живём мы вместе, занимаемся вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живём на одной планете. Вы знаете, как называется наша планета?
(Наша планета называется Земля). А нас, её жителей, как можно назвать? (Нас можно назвать земляне).
Как называется наша страна?
(Наша страна называется Россия.
Жителей нашей страны зовут…? (Россияне).
А есть такое понятие «малая Родина».
- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»?
Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это область, район, село, улица, дом и даже школа, в которую вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны.
- Как называется наш областной центр? (Ростов)
– Как называется наша область? (Ростовская)
Карта Ростовской области
Как ещё называют наш край?
(Донской, казачий край)
Песня казачья ?
- Как называется наш район? (Обливский)
- А как называется наш хутор? (Солонецкий)
- Почему его так назвали?
Мы живём в красивом хуторе с названием …?(Солонецкий).
А мы с вами – …? (Солонцы).
Леонов ?
Ковыленка?
итд
Вот что, ребята, выяснилось – что у нас с вами одна общая родина.
Если скажут слово «родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот.
(З. Александрова)
Что мы Родиной зовём
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережем,
Край, где мы с тобой живём… (В. Степанов)
Молодцы.
У нашего дорогого района, как и у нашей Родины – России и у всех городов России есть свой герб.
- Что такое герб?
Герб – это отличительный знак страны. Это рисунок-рассказ об особенностях местоположения, о достопримечательностях, об основных занятиях жителей. Наш герб – это всё то, чем славится наш район.
Герб Обливского района
(Рассказ о гербе).
Ведущий 1Проведём викторину
Ведущий 2: Викторина начинается!
Ведущий 1: Перед вами карта Ростовской области.
Ведущий 2: Итак. Вопрос №1: Когда предположительно произошло первое появление человека на территории теперешней Ростовской области?
Варианты ответов: А- 100 лет назад , Б – 15000 лет назад, В – 350000 лет назад
Ответ: 350000 лет назад
Ведущий 1: Вопрос №2: Как назывались первые жители Донского края?
Ответ: кочевники.
Ведущий 2: Вопрос №3: Чем занимались кочевники на Дону?
Ответ: разведением овец, лошадей, земледелием, ловлей рыбы, разведением крупного рогатого скота.
Ведущий 1: Вопрос №4 Какова протяженность границ Ростовской области?
А- 2280 км, Б- 50207 км, В – 103 км.
Ответ: 2280 км.
Ведущий 2: Вопрос №5: Назовите главную реку области? Какова её длина?
Ответ: река Дон, длина 1870 км.
Ведущий 1: Какие полезные ископаемые имеются на территории Ростовской области?
Ответ: каменный уголь, природный газ, мел, глина, песок, известняк, железная руда, поваренная соль.
Ведущий 2: Как называют коренного жителя Ростовской области?
Ответ: казак.
Ведущий 1: как раньше называлось жилище казака?
Ответ: курень.
Уважаемая счетная комиссия подведите итоги первого этапа викторины.
Заходит Емеля
Здравствуйте, ребята. Я путешествую по белу свету. Примерно 20 лет назад я уже был в вашем хуторе, но он так изменился, что некоторые места я совсем не узнаю.
Я ездил по вашему посёлку и фотографировал всё, что мне нравилось. А что это такое не знаю. (Показывает фотографии достопримечательностей села)
Дети рассказывают об этих достопримечательностях,
Емеля прощается, а дети читают ему на прощание замечательное стихотворение о Родине.
Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это всё называется родина,
Дорогая, родная, земля!
Даже солнце здесь ярче светит
И ромашки красивей цветут
И горжусь я землёю своею –
Здесь хорошие люди живут.
Всем спасибо. Вы молодцы
Ведущий 2: Переходим ко второму этапу нашейигры. Здесь мы поговорим о растительном мире нашего края.
Картинки Ростовской обл.
Вопрос №1: Сколько видов растений произрастает на территории Ростовской области?
Ответ: около 2000 видов.
Ведущий 1: Задание №2: Угадай дерево по листу.( Команде предлагается по пронумерованным точкам нарисовать лист и угадать дерево)
Ответ: 3 «А» - ива, 3 «Б»- дуб, 3 «В» - береза, 4 «А» - клён, 4 «Б» - рябина.
Ведущий 2: Вопрос №3: Сколько лет сохраняется хвоя у сосны? ели?
Ответ: У ели – 10 лет, у сосны – 3 года.
Ведущий 1: Вопрос №4 Назовите самого «древнего жителя» Ростовской области?
Ответ Это – дуб.
Ведущий 2: Вопрос №5: Назовите растение, которое может оказать первую медицинскую помощь, если вы поранились или натерли ногу?
Ответ: подорожник.
Ведущий 1: Вопрос№6: Какие лекарственные растения Ростовской области вы знаете?
Ответ: зверобой, пастушья сумка, ландыш, подорожник, чистотел, ромашка, шиповник, мать – и – мачеха, пижма, чабрец, тысячелистник, цикорий.
Ведущий 2: Задание №7: Перед вами злаковые культуры. Разложите их в заданном порядке:
-рис
-пшеница
-кукуруза
-пшено
-гречиха
-подсолнечник.
Ведущий 1: Вопрос №8: Выберите культуру, которая не выращивается в Ростовской области?
Ответ: все выращиваются.
Ведущий 1: Вот мы и подошли к последнему этапу игры, который называется «Животный мир»
Картинки животных
Вопрос №1: Для чего белке и лисе нужен большой хвост?
Ответ: Белке хвост помогает совершать большие прыжки с дерева на дерево, а лисе делать резкие повороты при быстром беге. Хвост служит им своеобразным рулём.
Ведущий 2: Пользу или вред приносит лисица сельскому хозяйству? Какую?
Ответ: Пользу. Она уничтожает мышей.
Ведущий 1: Вопрос №3: Почему трудно держать живую рыбу в руках?
Ответ: Потому что чешуя рыбы покрыта слизью.
Ведущий 2: Вопрос №4: Всегда ли рак пятиться назад?
Ответ: не всегда. Плавает назад, а за жертвой устремляется вперед.
Ведущий 1: Вопрос №5: Назовите шестиногих друзей человека?
Ответ: насекомые.
Ведущий 2: Вопрос №6: Как осы распознают своих и чужих?
Ответ: По частоте взмаха крыльев.
Ведущий 1: Вопрос №7: Сколько ног у паука?
Ответ: 8
Ведущий 2: Вопрос №8: У какого из насекомых уши на ногах?
Ответ: У кузнечика.
Ведущий 1: Вопрос №9: Кого называют пернатой кошкой?
Ответ: Сову.
Ведущий 2: Вопрос №10: У какой певчей птицы самки зеленые, а самцы желтые?
Ответ: У иволги.
Ведущий 1: Вопрос №11: Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях?
Ответ: Таскают шерсть для гнёзд и выклевывают насекомых и их личинок из кожи животных.
Ведущий 2: Вопрос №12:Сколько раз за лето воробьи выводят птенцов?
Ответ: 3 раза.
Ведущий 1: Вопрос №13: Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда?
Ответ: Кукушка.
Игра с залом «Птицы».
Если в тексте я говорю слово, которое не относится к птицам, то зрители топают ногами. В остальных случаях надо хлопать в ладоши. Будьте внимательны
Прилетели птицы: голуби, синицы,
Мухи и стрижи, голуби, синицы,
Аисты вороны, галки, макароны,
Голуби, куницы, голуби, синицы,
Чибисы, чижи, галки и стрижи,
Комары, кукушки, голуби, синицы,
Галки и стрижи, чибисы, чижи,
Аисты, кукушки. Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки и спасибо шутке!
Ведущий 1: Подведем итоги викторины.
Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша встреча. И в заключении хотелось бы вспомнить известную песню «Край Родной» слова А. Пришелец, музыка
Д. Кабалевского. Давайте споём её вместе
Рефлексия (вход в зал оформлен листом ватмана, на котором нарисован коллаж: дети, радуга, поляна с цветами). После окончания мероприятия всем присутствовавшим предлагается при выходе из зала отразить свое мнение о нем. В случае, если мероприятие понравилось, дети прикалывают на коллаж солнышко, а если нет – тучку.
Ведущий 1: Всем спасибо за внимание. До новых встреч!
|