Ход мероприятия
Слайд 1. (Орг. момент (муз)
- Ребятки, встаньте, подравняйтесь, покажите мне свои красивые, добрые, ласковые глазки, улыбнитесь друг другу, тихонько садитесь.
- А сейчас, послушайте загадку;
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Кто догадался, что это?
(Сердце)
- Умнички, конечно,- это сердце!
Слайд 2.
(Музыка усиливается, слышится песня Леонтьева «Услышать сердце человека» (припев)
- Музыка стихает (На экране сердечки)
- Ребята, сегодня мы собрались за круглым столом для важного разговора. Только что прозвучал фрагмент песни «Услышать сердце человека» там есть такие замечательные слова:
Слайд 3.
«Услышать сердце человека возможно только в тишине …»
-Сегодня мы пытаемся понять, что значит услышать сердце человека, (4 слайд) и как можно его услышать.
- А как вы думаете, в каком значении употребляется слово «Услышать сердце человека, в прямом или переносном, и имеют ли они еще» какой-то смысл?
- Это значит, услышать просто стук человеческого сердца? Слайд 5 (Давайте послушаем, как стучит сердце)
- Услышали? (Да)
- А может это еще, что-то другое? ( Дети отвечают…)
- Да, эти слова конечно же имеют второй смысл. Вы правы, услышать сердце человека – значит услышать, понять его смысл, переживание, радость и любовь, прикоснуться к святая святых человеческим чувствам!
- Итак, сегодня мы повторим о таких понятиях, как (слайд 6) воспитанность, такт, милосердие.
- Как много зависит от окружающих нас людей! Наше хорошее настроение зависит …
-Как вы думаете, от чего? (От доброжелательности, приветливости.)
- Плохое… от чего.. – (От раздражительности, злости.)
- Обижаясь на кого-то, мы говорим «Невоспитанный человек, некультурный человек»
Слайд 7.
- Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как бы хотел бы, чтобы они относились к тебе. » Если бы все следовали этому совету, насколько легче было бы людям общаться друг с другом.
- Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивым, внимательными.
- Например..
(Дети:
1. Не хлопать дверью, когда выходишь, не кричать. Ведь вдруг там за дверью больной человек.
2. А может чей-то папа или мама отдыхают после ночной смены.
3. Или мама только убаюкала своего малыша. )
-- Молодцы, Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива, мешает окружающим, раздражает их.
Помните в песне… « услышать сердце человека, возможно только в тишине!»
-- Давайте попробуем раскрыть понятие воспитанный человек.
Прослушайте стихотворение С. Маршака «4 глаза»
(дети читают) 8 слайд
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач приписал ему очки ….
(Приложение №1)
- Ребята, вам понравилось стихотворение?
- Что особенно тронуло?
- Определите тему стихотворения.
- Чему учит этот стих?
- Что Маршак хотел обвести о читатели?
(Дети: Нельзя оскорблять человек.)
-- К сожалению, ребята часто дразнят полных или худых детей, высоких или низких, придумывают обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляю человеческое достоинство.
- Скажите всё это совместно с понятием «воспитанный человек?»
(Ответы детей)
- Наблюдая за вами я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка… Толкнул, задел, выхватил…
- Как вы думаете, легче ссориться или мириться? Почему?
(Ответы детей) 9 слайд.
- А сейчас я предлагаю Вам решить нравственную задачу
(Раздаю листки, там задача. Дети выходят.)
(Приложение 2)
- Хотелось бы вам напомнить замечательные слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа.»
- Как вы понимаете эти слова?
- А сейчас я хочу, чтобы вы прочитали и запомнили ещё одно очень хорошее высказывание. Внимание на экран. (10 слайд)
«Моё тело - моя территория, чужое тело - чужая территория, я не смею права вторгаться в чужую территорию.»
- Как вы понимаете.
- (11 слайд) Учёные, врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека…
- Как вы думаете?.. влияет?.. (Ответы детей)
- Да, и оказывается, имеет очень тяжёлые последствия . Пережитые обиды делают человека замкнутым, недоверчивым.
- Половина всех сердечных забот заболеваний-результат грубости , хамства, равнодушия.
- А как вы думаете, нужно ли быть воспитанным в ситуации, если вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться? (Дети отвечают)
-Так что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любознательность)
- (12 слайд) Сделаем вывод: Правила воспитанного человека надо выполнять всегда-и даже когда никто не видит потому как ведете себя дома, судят о семье, родителях, школе .
- Так старайтесь не ронять честь семьи и школы. Помните об этом всегда!
- (13 слайд ) Физминутка (танец музыка)
- (14 слайд) Но одной внешней культуре не достаточно , нужна культура внешняя. Можно выучить все правила хорошего тона, знать как себя вести в той или иной ситуации, сложно иметь великолепные манеры и все-таки оставаться не культурным, не воспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта.
-Так что же такое такт?
- (15 слайд) Такт в переводе с «греческого» – это легкая прикосновение.
- Говорят один человек тактичный, а другой бестактный.
- Такт - это внутренняя чуткость умение вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, дома это легкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочувствия, жалости или внимания.
- (16 слайд) послушайте рассказ Сухомлинского.
- Почему заплакала Катя? (ответы)
- Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но иногда, прежде чем сказать, нужно взвесить, подумать, стоит ли это говорить, подумать, как можно сказать, в какой момент.
- Так вот, чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации. (У вас на столах памятки, возьмите их).
- Внимание на экран.
- 17 слайд. Тактичный человек:
- Не хвастается;
- Не выясняет отношений в присутствии посторонних;
- Не поставит другого человека в неловкое положение, делает вид, что не замечает оплошности;
- Терпим к недостаткам и слабостям других людей;
- Никогда не рассказывает другим чужих тайн;
- Не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.
- 18 слайд.
-Слово – очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, запоминается им на всю жизнь и причиняет много страданий. Обращайте внимание на позы людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека, больше, чем слова.
- Чаще смотрите в глаза собеседника, ведь глаза- это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека.
- А как часто вы смотрите в глаза своим близким?
- А давайте задумаемся над вопросом. Когда у мамы бывают грустные глаза? (Обращаюсь к гостям).
- А чтобы вы сделали, чтобы глаза у неё заблестели от радости?
- (19 слайд) Письмо к маме – музыка.
- (20 слайд) Итак, такт – это чувство меры, сочувствие, чуткость, деликатность.
- 21 слайд. А сейчас мы переходим к следующему понятию. Как вы понимаете слово Милосердие? От каких слов оно образовано? (Милое сердце). А что значит милое сердце?
(Добрые, талантливые, отзывчивые)
- (22 слайд) Раньше медицинских сестер называли сестрами милосердия. И если врач оказывал помощь, то сестра милосердия помогала заживать ранам физическим и душевным, вселяла веру в выздоровление давала силы для борьбы с болезнями. Она лечила своим сердцем - добрым, жалостливым, чутким.
- (23 слайд) Я читала об одной женщине, замечательной мастерицы. Однажды она прочла в газете о мальчике, детдомовцу, сироте. Женщина вышила майку и послала ему. Через время она получила 20 писем из детдома, с просьбой прислать майки. Женщина не отмахнулась, она долго трудилась и вышила еще 20 маек и отправила их в детский дом. Вот это милое сердце!
- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живется, хоть государство и заботится о них . Созданы фонды милосердия… И многие отдают последнее, чтобы другим жилось лучше.
- Есть и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. А бывает, что взрослые люди отдают в дом престарелых своих стареньких родителей.
-Эти люди поступают, как? (ответ)
- Да, они совершают предательство- они забыли свой долг перед родителями, которые их вырастили.
- Быстро идет время, скоро и вы вырастите, станете взрослые и сильные. А ваши родители старенькими. Не совершайте предательство по отношению к своим близким.
- А как вы думаете, милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям? Или к не очень хорошим тоже? (Дети высказывают свое мнение)
-Ребята послушайте рассказ (24 слайд).
(Учитель читает). Тихая музыка.
- А вы в этом случае на чьей стороне?
- Тети или девочки (почему)?
-Быть злым легко. Легко ответить на хамство хамством, на подлость, подлостью. Как ты ко мне, так и я к тебе. Злому не страшны жесткость, бездушие и хамство, он сам такой.
-Но прежде чем оказывать в милосердии плохим людям, надо понять, что сделало их такими. Жалко злых, эгоистичных людей, ведь их ни кто не любит, и мир кажется им враждебным и холодным. Они как большие, которые требуют непрерывного лечения.
-А как вы думаете, чем же их лечить? (Добротой, сердечностью, душевностью.) (25 слайд)
- Милосердие понятие ёмкое, оно включает в себя что?
(…. Сострадание, отзывчивость, человеколюбие, чуткость, сердечность, доброту…)
- стих о добросердечности.
- Наше занятие подходит к концу. Мы много говорили, обсуждали, высказывали свое мнение.
- Давайте решим нравственную задачу. (26 слайд)
- Наш разговор подходит к концу. Очень хотелось бы верить, что он состоялся не зря. Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
- Воспитанность, тактичность, милосердие – три кита, (27 слайд)
на которых держится роскошь человеческого общения, умение услышать сердце человека, понять…
- Так каким же надо быть, чтобы услышать сердце человека?
- стихи (4 ученика – 8 слайдов) –(28-35 слады)
- заключение – танец, раздать сердца всем. – 36 слайд
|